ГлавнаяПочтаКарта сайтаПечатьВерсия для слабовидящихОфициальный сайт
Балахнинский район Нижегородской области
поиск

Балахнинский район Нижегородской области
Заглушка


Архив
Новости 2018
Новости 2017
Рекламные конструкции
общественная приемная
14 декабря 2015 года будет проведен общероссийский день приема граждан
График приема документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты
Дополнительный прием в резерв составов УИК
Составы участковых избирательных комиссий избирательных участков Балахнинского района
Сведения о кандидатах, выдвинувших свою кандидатуру в депутаты
Архив прокуратура
Муниципальная служба
Управление персоналом и кадровой работой
Отчет главы администрации Балахнинского муниципального района о результатах деятельности в 2010 году и о работе администрации района в 2010 году
ТСЖ
Муниципальные образования, входящие в состав Балахнинского муниципального района
КУМИ
Муниципальный заказ
Планы работы администрации Балахнинского муниципального района
Архив голосования
Новости 2016
Новости 2015
Новости 2014
Новости 2013
Новости 2012
Новости 2011
Новости 2010
Новости 2009
Новости 2008
Новости 2007
Яндекс.Метрика


Архив

Конституции РФ 20 лет

В 1993 году 12 декабря была принята Конституция Российской Федерации в ходе всенародного голосования (с 1994 по 2004 год этот день являлся государственным праздником). Конституция - политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридическое значение конституции состоит в том, что она является юридической базой развития законодательства существующего правопорядка. Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, все остальные акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой конституционного (в том числе судебного) контроля.

Первая Конституция была принята 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР. После установления советского строя контрольные функции, в соответствии с принципом «Вся власть Советам!», были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Конституция СССР 1936 года («сталинская», утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года) окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Новая («брежневская») Конституция СССР принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР. После распада СССР, в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания. В референдуме приняли участие 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4 процента.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это - реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии - КПСС. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Помощник Балахнинского городского прокурора
Юрист 3 класса                                                                                                                                             Е.Т. Рязапова

Created by GraphitPowered by TreeGraph
Copyright © 2005 Администрация
Балахнинского района
Нижегородской области
ГлавнаяКарта сайтаПочтаКонтакты