|
Конкурс методических разработок
"Семья – основа воспитания"
Конференция «
Особенности семейного воспитания»

Куратор: Зам.
Директора по ВР
Чернышёва Т. А.
Классный
руководитель: Посникова Н. П.
Воспитатель ГПД:
Волкова С. А.
Контактный адрес:
606400
Нижегородская
область
Балахнинский район
пос. 1 Мая, ул. Садовая, 39
«Средняя
общеобразовательная школа №17»
Тел:
(883144)7-21-01
Адрес электронной
почты: mou_sosch_17@mail.ru
г. Балахна
2014-2015уч.г.
Аннотация.
Конференция
на тему: «Особенности семейного воспитания» открылась вступительным словом
ведущего, которое сопровождалось презентацией, затем постепенно происходило
обсуждение ключевых вопросов по теме. В ходе конференции обсуждались такие темы
как, стили семейного воспитания (педагог-психолог Торбан Н.А.), секреты
семейного воспитания (родители 2,3,4 классов: Кузьминова Ю.В., Никонова Т.Н.,
Прыгунова С.В.). В процессе обсуждения
темы, родителей знакомили с результатами анкетирования учащихся по проблеме
воспитания. По завершении конференции ведущий подводил итоги и предлагал проект
резолюции участникам конференции для согласования и принятия. А также родителям
были подарены буклеты «Советы по воспитанию».
СЦЕНАРИЙ
КОНФЕРЕНЦИИ “Особенности семейного воспитания”
План проведения конференции
1. Регистрация родителей.
2. Вступительное слово
ведущего:
• о проведении конференции;
• знакомство с результатами анкетирования
учащихся.
3.Выступление
педагога-психолога Торбан Н.А.
4. Диалог с залом:
• выступления родителей:
Кузьминовой Ю.В., Никоновой Т.Н., Прыгуновой С.В.
• мнение классных руководителей
- Трифоновой Г.Ф., Галкиной Е.П.
•раздача буклетов
5. Завершение конференции.
Принятие резолюции.
Тема
конференции «Особенности семейного воспитания».
Актуальность.
Конференция
- как форма психолого-педагогического просвещения родителей.
Современные
семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной
ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи,
укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же
стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня,
увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно,
что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и
квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности
школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Конференция
является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает
расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Мы
считаем, что родительская конференция является такой формой взаимодействия, при
которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем
сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к
будущему нашего общества.
Слайды:1-3
Цель: просвещение родителей, повышение их
психолого-педагогической компетентности в формирование личности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с типами воспитания,
негативно влияющими на психику ребенка;
- Побудить родителей к размышлениям об
особенностях воспитания в их семье;
3.Развивать
умения родителей видеть себя со стороны.
Постникова
Н.П., учитель начальных классов
Слайды 4,5
Ведущий: Эпиграфом собрания послужат слова
В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете
плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства
и отцовства».
Ребенок
считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так
будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок – сын не станет
уважать свою жену, а зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь
достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?
Все мысли В.А. Сухомлинского, в его
произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это
воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо,
различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо»
любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что
малыш вырос не таким, каким хотели его родители.
Огромная ответственность в семейном воспитании
лежит на родителях, на их взаимоотношениях.
Отсюда можно выделить следующие функции:
Слайд 6
Первая функция - воспитание ребенка. Основной
метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями, так как
ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и
взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь,
боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она –
лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»…
«хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное
тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится
нравственной красотой твоих детей, отец».
Слайд 7
Следующая функция – хозяйственно-бытовая. Она
заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении
сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. В книге В.А. Сухомлинского
«Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича –
комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика
(как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и
чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем,
он сделал отцу пакость. Важно знать меру.
Слайд 8
Еще одна функция семьи – функция первичной
защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратиться за
помощью к родителям.
Если говорить о проблемах в семье, то они
обширны, счастливы все одинаково, а несчастны все по-своему, для каждой конкретной
семьи существует своя проблема, для которой возможно и нет решения.
В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему
ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало
вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам.
Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца,
нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем
случае не укоряющие, а написанные с любовью.
Он сам на себе испытывал все то, что возможно
испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец:
в понимании, любви и т.п.
В «Родительской педагогике» Сухомлинский
рассматривает различные проблемы в семьях Николая Петровича и Марии. У них была
единственная дочь Оксана. Она встретила парня и полюбила его, когда однажды он
пришел к ней, она подарила ему цветы из теплицы, отец, увидев эту картину,
зашел в теплицу и сломал цветы… После чего Оксана ушла из дома… Или из письма
матери из Донецка: «У неё был единственный сын, учился в девятом классе, она
отдала ему всю свою жизнь и личное счастье, не нашла. И все ради него, а он не
оценил этого и бросил школу под предлогом «пойду работать, заработаю денег,
отдам тебе все, что ты на меня потратила и больше знать тебя не хочу!»»
Говорить о конкретных проблемах в семьях нет
смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод
семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь,
терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и
воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к
этому стремиться.
В работе Сухомлинского «Родительская
педагогика» описан один рассказ. Молодая девушка пришла записывать своего
ребенка в школу, и Василий Александрович её вспомнил, узнал. Эта девушка была
радостью школы, на отлично сдала все экзамены и рассказала Сухомлинскому о
своей жизни. Она поступила в институт, окончила два курса, училась очень
хорошо, но вышла замуж, родила ребенка. У мужа работа была связана с переездами
и поэтому, пришлось бросить институт. Но с мужем она прожила полгода, потом они
разошлись. И сказала эта молодая женщина: «Я в большой обиде на тех, кто
воспитывал нас в годы юности. Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за
какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли
говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть
мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. О, как это важно уметь
дорожить жизнью!».
Душа
ребенка – это полная чаша (на доске чаша,
вырезанная из листа ватмана).
Каким
вы хотите видеть своего ребенка?(Какими
чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его
наделить?
У
каждого из Вас (и у меня) есть
сердечко (сердечки вырезаны из ярких
открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите
наделить вашего ребенка?

Родители, называя качество, “помещают” сердечко в
чашу.
- Добрым, умным, щедрым,
сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы
эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой
живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может
почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и
уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да,
тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как
воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый
может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство
– самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В
детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной
из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей.
Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой,
склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются
все те качества, которые позволят ему
на протяжении всей жизни быть Личностью.
Вы,
родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку,
понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
Мы
провели анкетирование с детьми начальной школы «Что мы ждём от своих родителей»
и хотим познакомимся вас с результатами анкетирования.
Как
правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание
от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Ответы на эти
вопросы нам даст наш педагог-психолог Торбан Н.А.
Слайды:12-18
Итак, я
напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших
детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический,
5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов
воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые
негативно влияют на психику ребёнка.
Типы
воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопека»,
3) «Гипоопека», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная
ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи».
Ø
Ребенок обожаем, любим
Ø
Любая прихоть ребенка – закон
Ø
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Ø
Растет капризным, своевольным эгоистом Педагог-психолог
Торбан Н.А.
Ø
Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Ø
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Ø
Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Ø
Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ø
Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Ø
Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ø
Ребенок предоставлен сам себе
Ø
Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Ø
Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Ø
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ø
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Ø
Внушают лишь подчинение
Ø
Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Ø
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными
реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной
ответственности».
Ø
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная
для его возраста
Ø
Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ø
Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Ø
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
Ø
Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Ø
Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ø
Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Ø
Такой ребенок - маленький «тиранчик», он притворяется, придумывает новую
болезнь, чтобы добиться всего
Ø
Ждет сочувствия и сострадания от всех
Ø
С трудом приспосабливается к действительности
Слайд
19
Ведущий: А вы задумайтесь, какой из этих типов
используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой
стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек,
который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут
появиться черви, уничтожающие их.
Своим
опытом воспитания с вами поделятся
родители.
Кузьминова
Ю.В. рассказала, как строится воспитание
в их семье.
У мамы
и папы к сыну единые требования, воспитывают его в любви, все делают вместе.
Все конфликты улаживают без грубых и обидных слов. А самое главное, говорят, когда
мама и папа любят и уважают друг друга.
Кузьминова Ю.В.
Прыгунова
С.В. рассказала о своей большой семье, в которой воспитывается семеро детей. Главное
в их семье - старшие дети, помогают младшим, заботятся о них: отводят в садик,
помогают с выполнением уроков. Семья верующая, дети по воскресеньям посещают
церковную школу. Все конфликтные ситуации между членами семьи стараются
разрешить без грубых слов и криков.
Прыгунова С.В.
|
Слайд 20
Учитель. Уважаемые, родители!
Наши дети написали Вам письмо-пожелание
к самым близким и дорогим людям:
Любимые
мамы и папы!
Помните,
что мы – самое дорогое и ценное, что есть у вас. Берегите нас, ваших детей.
Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой
не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем. Станьте
внимательнее и ласковее. Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше
времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
Учитель. Таким образом, мы с вами
немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс
взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо
ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Увидели,
какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди,
среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не
разбилась, а стала ещё богаче?
-
Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Невольно
приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они
пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но
кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера,
которая мешает нам быть лучше.
Давайте
взглянем на себя со стороны.
Давайте
здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна.
Слайд
21
Давайте
подведем итог нашей встречи. Любовь и вера родителей имеют исключительное
значение для воспитания в детях доброты. Любовь родителей к ребенку делает
его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви
в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.
Очень хочется, чтобы вы задумались над
вопросами:
-
КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
- ЧТО
ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?
И
чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время
воспитания своих детей.
Слайд
22
Обобщая
вышесказанное, я предлагаю, в резолюцию вынести следующее:
1.
Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на конференции.
2.
Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
3.
Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на
Земле.
У
кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!

Литература:
1) Биография Сухомлинского Василия
Александровича. ЖЗЛ: Сухомлинский Василий Александрович. [Электронный
ресурс]. Великие люди: Жизнеописания и биографии. - URL: http://www.biografguru.ru/about/suhomlinskiy/?q=
2) Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие/ Л.С.
Выготский -М,: Академия 2006.512с.
3) Кулик Л.А.Семейное воспитание:
Учебное пособие/ Л.А.Кулик _М.: Просвещение 2003.175с.
4)Ковалев С.В. Психология современной
семьи: Учебное пособие/С.В.Ковалев-М: Просвещение 1999.270с.
5)Лазарев А.А.Семейная педагогика:
Учебное пособие/А.А.Лазарев-М.6академия 2005.314с.
6) Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А.
Сухомлинского. М., 1994
7) Педагогические идеи В.А.
Сухомлинского как концептуальная
основа личностно-ориентированного подхода. [Электронный ресурс]. Педагогические идеи В.А.Сухомлинского.
- URL: http://awqust.com/index_1_view.php?id=25
8)Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского,
М.: Премьера, 2001.-642с
9)Сухомлинский В. А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.-436с.
|
|
Приложение
1
Накануне конференции среди
учащихся начальной школы проводилось анкетирование.
Анкета «Что я жду от своих родителей»
Ребятам отмечали кружочком
ответы на следующие вопросы:
1.Родителькая любовь.
2.Понимание.
3.Проводить больше времени со
мной.
4.Поддержка.
5.Помощь в уроках.
6.Забота.
7.(по желанию можно записать
что-то свое)
|
|