Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
(далее – Управление) информирует, что с 18 ноября 2019 вступил в силу новый
Административный регламент осуществления Росреестром
государственного земельного надзора.
В новом регламенте содержаться
положения, касающиеся риск - ориентированного подхода при осуществлении
государственного земельного надзора.
Риск-ориентированный подход
применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение
количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким
образом, он должен снизить административную нагрузку на добросовестные
предприятия.
«Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в
снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более
безопасных зонах – снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать
необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить
ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от
риска, причем, это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.» -
отметила заместитель начальника отдела
государственного земельного надзора Управления Якимова Екатерина.
Основная его цель – оптимальное
использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении
госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение
результативности проверок.
С 2018 года Управлением применяется
риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков.
Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой
категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от
присвоенной категории риска.
Введены три категории риска:
средняя, умеренная и низкая. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 №
943 установлены критерии отнесения используемых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых
они являются, к определенной категории риска при осуществлении государственного
земельного надзора.
В отношении земельных участков,
отнесённых к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения
плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения
плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного
риска, – не чаще чем один раз в пять лет, срок проведения плановых проверок –
не более 17 рабочих дней. В отношении земельных участков, отнесённых к
категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По запросу юридического лица или
индивидуального предпринимателя Управление в срок, не превышающий 15 дней со
дня поступления запроса от правообладателя, направляет такому юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных используемым ими
земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при
отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.»
В числе других новшеств следует
также отметить, что регламент в настоящее время содержит положения о
возможности вынесения юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю, гражданину предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований.
В случае
получения в ходе проведения административного обследования объектов земельных
отношений сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о
признаках нарушений обязательных требований, которые в соответствии с пунктом 43 Административного регламента не являются
основанием для проведения внеплановой проверки, орган государственного надзора
объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину
предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает
юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину принять меры по
обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в
установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.
Одним из нововведений также является направление
в органы прокуратуры на согласование плана проведения плановых проверок
граждан.
Кроме того, в новом административном
регламенте отражены полномочия органов государственного земельного надзора по
направлению в орган местного самоуправления муниципального
района уведомление о выявлении самовольной постройки, в случае если по
результатам проведенной внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа) выявлен факт
размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором
не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным
использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями
использования земельных участков.
Пресс-служба
Управления Росреестра по
Нижегородской области
|