КТО БУДЕТ СМОТРЕТЬ КИНО ЗАВТРА? РАССКАЖЕТ ПЕРЕПИСЬ!
219,4
млн зрителей посетили кинотеатры нашей страны в 2019 году. Это на 9,5% больше,
чем год назад. Сборы от просмотров составили 55,5 млрд рублей. На долю
российского кино пришлось 12,3 млрд рублей – его посмотрело более 50 млн
жителей России.
Каким
станет кинозритель завтрашнего дня и чем он будет отличаться от посетителей
кинотеатров сегодня? Как изменился отечественный кинорынок и почему важны
данные статистики?
По итогам 2019 года российский рынок кинопроката стал крупнейшим
среди стран Европы по числу проданных билетов. Такие данные содержатся в Единой
федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах
фильмов в кинозалах (ЕАИС). Судя по этим данным, совокупные кассовые сборы
составили 55,5 млрд рублей – это максимальное значение в истории кинопроката
России.
Как менялись среднегодовые потребительские цены на билеты в
кинотеатры, можно узнать из статистики Росстата. Так, в 2000 году посещение
кинозала в России стоило в среднем 18 рублей, в 2010 году – уже 162 рубля, в
2016 и 2017 годах – 258 рублей, а в 2018 году – 261 рубль.
Кто же предпочитает тратить сегодня деньги на поход в кино? По
данным ЕАИС, киноаудитория России преимущественно женская (доля женщин – 55%).
Средний возраст кинозрителя – 28 лет, а самая многочисленная возрастная группа –
25-34 года (32,5%, то есть каждый третий посетитель кинотеатров). Для
сравнения: доля аудитории в возрасте 12-17 лет составляет 16,1%; 18-24 лет –
26,8%; 35-44 лет – 16,9%; старше 45 лет – 7,8%.
Впрочем, если посмотреть на статистику, можно раскрыть секрет
популярности кинотеатров у аудитории 25-34 лет. Просто это наиболее
многочисленная часть населения страны. Для сравнения: в 2017 году в возрасте 19
лет в России было 666 тысяч мужчин и 646 тысяч женщин; в возрасте 29 лет – 1,3
млн мужчин и 1,2 млн женщин; в возрасте 49 лет – уже 824 тысячи мужчин и 921
тысяча женщин.
По данным Нижегородстата, в Нижегородской области на 1 января
2020 года в возрасте 19 лет было 14 445 мужчин и 13 682 женщины; в возрасте 29
лет – 25 882 мужчины и 24 247 женщин; в возрасте 49 лет – уже 20 262 мужчины и
22 795 женщин.
С годами очертания возрастной пирамиды меняются, демографические
«ямы» и «выступы» движутся вверх, что также может влиять на портрет зрительской
аудитории. Таким образом, можно предположить, что основной кинозритель, который
сегодня относится к группе 25-34 лет, будет взрослеть, а на смену ему придет не
столь многочисленная зрительская аудитория.
Увидеть и спрогнозировать тенденцию изменений мы можем по
результатам предыдущих переписей. К примеру, перепись 1989 года выявила 25,4 млн
жителей страны в возрасте 25-34 лет, перепись 2002 года – уже 20,4 млн, а в
2010 году эту возрастную категорию представляло 22,9 млн человек.
В Нижегородской области жителей в возрасте 25-34 лет было выявлено:
на переписи 2002 года – 470,5 тысяч, на переписи 2010 года – 511,6 тысяч.
Более точные данные о половозрастном составе населения
современной России и потенциальных посетителях кинотеатров разных возрастов мы
сможем получить по результатам Всероссийской переписи населения, которая
пройдет в апреле 2021 года.
Информация позволит сделать выводы и прогнозы, например,
относительно изменений доли семейных зрителей кинотеатров.
Сегодня почти каждый третий (30,8%) посетитель кинотеатра
приходит на сеанс в компании друзей. Чуть меньше зрителей (27,7%) предпочитают
просмотр вдвоем, а 15,3% – в одиночестве. Доля семейной аудитории составляет
25%, а в праздничные выходные может достигать 48%. Преимущественно это зрители
в возрасте 35-44 лет.
Примечательно, что аудитория российского кино в 2019 году была в
среднем на 5 лет старше, чем аудитория зарубежных фильмов: 32 года и 27 лет
соответственно. Также аудиторию российского кино отличает более высокая доля
женщин: 59 против 54% зрительниц зарубежных фильмов.
«Нужно понимать, что в структуре кинопроизводства и продуктового
предложения в сфере кино действуют классические законы маркетинга. Поэтому у
нас имеется массовое кинопроизводство на широкую аудиторию и таргетированное –
на определенные сегменты зрителей: кино для девочек, для взрослых, «не для всех»
и т.д. Есть и концентрированное кинопроизводство, которое ориентируется на
какие-то специфические узкие сегменты, например фестивальное кино, которое
редко становится хитом кинопроката», – отмечает Николай Перепелкин, доцент
кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Статистические данные позволяют узнать и размеры финансовых
вложений в кинематограф по сравнению с другими отраслями. Так, расходы
консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2018 году
составили 20,382 трлн рублей. Из них на культуру, кинематографию – 528,2 млрд
рублей, или 2,6%. Для сравнения: на образование – 18%, на здравоохранение –
16,3%, на социальную политику – 60,8%, на физкультуру и спорт – 1,6%, на СМИ –
0,7%.
Отметим, что важность статистики
подчеркивалась и в самом отечественном кинематографе. В сценарии фильма
«Служебный роман» (по пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы»)
были такие слова: «Если бы не было статистики, мы бы даже не
подозревали о том, как хорошо мы работаем». Директор Калугина отмечала: «Делом надо заниматься серьезно или
не заниматься им вообще. Статистика – это наука, она не терпит
приблизительности». Другой главный герой, Новосельцев, признавался: «Так я вообще люблю свою профессию. Я
считаю, что без статистики вообще не жизнь».
Нижегородстат напоминает: Всероссийская
перепись населения пройдет с 1 по 30 апреля 2021 года с применением цифровых
технологий. Главным нововведением предстоящей переписи станет возможность самостоятельного
заполнения электронного переписного листа на портале Госуслуг.
Переписаться также можно будет на переписных
участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания
государственных и муниципальных услуг «Мои документы». Третий способ – обход
жилых помещений переписчиками Нижегородстата. Они будут использовать планшеты
со специальным программным обеспечением.
Нижегородстат
P52_Vpn2020@gks.ru
+7 (831) 428-79-54
https://nizhstat.gks.ru/folder/62217
Сообщество ВПН-2020
по Нижегородской области:
https://vk.com/vpn2020nn
|